Консультации психолога



    Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду
         Адаптация детей к детскому саду- дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? И воспитателю и родителям необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет.
        Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия "головонога"), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру. Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.
    Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.
       Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.
    Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Родителям рекомендуется соблюдать ряд правил.
    •  Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо. Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным. Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.
    • Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.
    •  Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.
        Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 7.00-7.30 утра, что бы в 7.45 -8.00 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.
        Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы». Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.
        Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе. Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома (особенно, если ребенок в семье один). Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.
        Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.
        Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.
    Важно не запугивать ребенка, не кричать на него, не угрожать, не шантажировать («будешь плакать, мама не придет» и т.д.)
    Если адаптация проходит тяжело, можно предложить родителям забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов. Можно некоторое время разрешать не есть какую-либо еду, особенно новую, которую не готовят дома. Это этап не должен слишком затянуться, чтобы не стать нормой. Ребенок, даже самый маленький, хорошо умеет манипулировать взрослым человеком. В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но твердым, четко объяснять ребенку требования сада: что можно делать, а что нельзя и почему.
        В любом случае важно помнить о значении коллектива в воспитании ребенка. Малыш проводит в саду большую часть дня. Он играет, общается, получает различные умения и знания. Детский сад дает систематизированные знания и умения, которые не всегда могут дать родители.
        Человеку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются в дошкольном учреждении.

    Уважаемые родители!
    Желаем Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот период.



                                                                          "ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С НЕПОСЛУШНЫМ РЕБЁНКОМ"

             Непослушный ребенок- это одна из важных проблем с которой сталкиваются родители в процессе воспитания детей.
    В соответствии с национальными традициями воспитания, педагогической позицией родителей относительно того, как должны строиться отношения с ребенком в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться их воспитательные воздействия, родители определяют модель своего поведения в общении с ребенком. Для того, чтобы привить детям определенные нормы и правила поведения, используется система требований. С помощью поощрений и наказаний, разрешений и запретов родители направляют поведение ребенка в определенное русло.
    Существует несколько "правил"- рекомендаций, как лучше реагировать на непослушание ребенка-дошкольника, если наказания избежать не удается.
         1.Часто бывает так, что то или иное поведение просто выводит родителя из себя, заводит с пол-оборота, приводит в ярость. В таких ситуациях родителю есть смысл взять паузу - буквально несколько секунд, - перед тем, как реализовать наказание, и оценить, действительно ли его реакция вызвана поведением ребенка. Попытайтесь оценить, правда ли так невыносим вид разбросанных по комнате игрушек или неубранной постели. Так ли это ужасно, когда ребенок, увлеченный игрой, не слышит приглашения к ужину или не может оторваться от компьютера. Да, компьютер зло. Но раз уж вы разрешили воспользоваться им, стоит помнить о том, что почти никому не удается мгновенно прекратить игру. Вспыльчивым, легко раздражающимся родителям стоит задуматься над тем, что вообще по жизни вызывает их неудовлетворение, не происходит ли так, что он отыгрывают на ребенке свою злость по совершенно другому поводу. Не происходит ли такое, что родитель свои проблемы переносит на ребенка? Ребенок сильно страдает, если мама мстит за свою не совсем удавшуюся жизнь ребенку.
    Бывает и так, например, что заботливая мама всеми силами старается избежать вообще всякого наказания и сохранить выдержку даже тогда, когда поведение ребенка уже выходит за всякие рамки. И в один из моментов маму может захлестнуть волна злости на ребенка, она начинает кричать. Это - следствие ранее накопившихся эмоций. Ребенку такое сверх реагирование приносит вред. Желательно реагировать на негативное поведение ребенка сразу.
         2.Если ребенок злит именно тем, что не реагирует на ваши просьбы или указания сразу, стоит вспомнить о том, что у детей, как и у взрослых, разный темперамент: одни шустрые, быстрые, неусидчивые, другие медлительные, инертные, вдумчивые. Одни дети вскакивают и летят навстречу пришедшему за ним в детский сад родителю, другие продолжают игру и просят подождать ее конца. Таким просто не по силам быстро переключить внимание с одного занятие на другое. Оптимальным могло бы быть заблаговременное предупреждение о необходимости какого-то изменения. Если ребенок в гостях увлечен игрой, то скажите ему сначала за полчаса, а потом за 10 минут, что вам нужно будет уходить, чтоб ребенок успел завершить начатое и "морально" подготовиться к дороге домой.
    Активным детям, наоборот, трудно сидеть на одном месте или заниматься каким-нибудь одним делом продолжительное время. Тяжко молчать на службе в церкви или на спектакле, стоять вместе с мамой в магазине в очереди в кассу, долго слушать сказку. К усидчивости стоит приучать постепенно, а мест, где малышу тяжело соблюдать правила, по возможности стоит избегать, чтоб не пришлось все время одергивать и шикать на него.
    Завышение требований, предъявляемых к ребенку, ориентация на его полное послушание может привести к отклонениям в поведении малыша и реакциям протеста.
         3. Видов наказания - море, может, столько, сколько семей. Чтоб утихомирить шалящих или набезобразничавших детей, некоторые мамы-папы прибегают к шлепкам. Тем самым ребенок открывает путь к насилию, как способу достижения своих целей. Достойной альтернативой этому является прием, называемый холдингом (от англ. hold - держать), когда близкий ребенку человек берет его на руки или сажает себе на колени, и обняв руками, крепко прижимает к себе до момента его расслабления. Это позволяет снять агрессию и справиться с чрезмерным возбуждением малыша.
    Кроме физических наказаний, которые не допустимы, существуют другие, не менее действенные способы повлиять на ребенка: посидеть одному в комнате, "угол", лишение развлечений, материнский крик и окрик, нотация, упрек, возмущение. При сбалансированном воспитании именно лишение родительского внимания, когда, например, родители не играют, не рисуют, не гуляют с ребенком или откладывают запланированную совместную поездку в зоопарк, в гости, на пикник, отказываются читать на ночь книжку, является очень серьезным наказанием для ребенка. Для некоторых, особо чувствительных детей даже вид огорченного папы или расстроенной мамы является наказанием: они чувствуют себя виноватыми и раскаиваются, даже если не умеют этого показать и выразить.
         4. Запреты, окрики и отдергивания в острой, однозначной или опасной ситуации могут и должны быть безо всяких объяснений. Скажем, ребенок лезет в розетку или пытается рисовать фломастером на обоях, нарочно делает больно младшему брату, - реагируйте сразу без предупреждений и объяснений. Это будет означать для ребенка "нет» ни при каких обстоятельствах". Поскольку дети доверяют родителям, то он примут это "нет" на уровне рефлекса. По мере взросления ребенка желательно давать объяснение, почему "нельзя".
         5. Важно соотносить силу наказания с серьезностью проступка.
    Стоит задуматься о том, является ли вообще провинностью привычка бегать, топать, громко кричать, разговаривать за едой, кидаться шишками в лесу. Не является ли стремление всюду залезть, все попробовать руками и на вкус, сломать и разобрать, изучить содержание помойного ведра, порвать и налить проявлением потребности в познании и опробовании своих сил?
    Забывчивость, непреднамеренное нарушение, разбитая чашка, пролитый суп, падение в грязь вряд ли достойны осуждения, для ребенка это - неприятная случайность. Конечно, маме убирать осколки или стирать одежду - лишняя работа, но стоит помнить, что и мы, взрослые, регулярно что-то роняем, разбиваем, пачкаем, теряем, и это предполагает не наказание, а снисходительность к себе и другим.
    Представим, шестилетний Петя после прогулки заходит в грязных ботинках на кухню, чтоб показать маме найденный камешек. В такой ситуации у мамы 2 варианта реагирования. Один - крик типа: "Сколько раз я тебе говорила снимать ботинки в прихожей! Посмотри, сколько грязи нанес! Думаешь, мне больше делать нечего, как все время мыть полы? Боже мой, и когда же ты поумнеешь. Другой вариант - коротко бросить "Ботинки!" Ведь не хотел же Петя специально досадить маме, просто забыл.
    Важно помнить, что недовольный вид мамы и папы, ворчание, упреки, пиление, нотации, вздохи - это тоже наказание. Их не стоит "тратить попусту", без причины, без провинности ребенка. При благополучных отношениях мамы-папы и дети много общаются и улыбаются друг другу!
    Не стоит наказывать ребенка, если он чувствует свою вину и сам огорчен содеянным. Это значит, что у него уже есть свои внутренние регуляторы поведения, которые во много раз ценнее, чем внешний родительский контроль.
         6. Если наказания не избежать, то желательно, чтоб оно было конкретным и следовало непосредственно за проступком. Да, неудобно кричать на своего провинившегося ребенка на улице - что подумают соседи, - но все-таки сказать и показать свое отношение к содеянному надо именно там, где это произошло. У ребенка память не очень крепкая: если отложить наказание на потом, то он может искренне удивиться и не понять, за что наказали. К тому же наказание, скажем, стояние в углу или лишение телевизора, не может быть слишком долгим. Ребенок должен помнить, за что его наказали, поэтому "срок" должен соответствовать возрасту. Объясняя суть проступка, избегайте слов "ты никогда не слушаешься..." или "ты всегда так делаешь...", ни в коем случае не приклеивайте ярлыков типа: "неумеха", "бестолочь".
          7. Наказание ребенка должно быть последовательным. Если Вы пригрозили ребенку, что если он через полчаса не уберется, вы, выкинете все валяющиеся игрушки, значит буквально так и нужно сделать. Запретили включать телевизор 3 дня, значит, 3 дня никто не смотрит телевизор вплоть до вечера, пока малыш не лег спать. Не угрожайте тем, чего Вы выполнить не в состоянии, а подумайте о том, как Вы можете наказать в реальности без колебаний. Иначе это будет обман. Обманом является и запугивание ребенка типа "отдам тете", "позову полицейского". Малыш может принять эти слова всерьез и подумать, что от него хотят отказаться самые близкие люди, доверие к родителям будет подорвано. Такого рода угроза могут стать причиной детских ночных кошмаров.
    Родители обычно злятся, если они приходят в магазин, а ребенок начинает просить купить ему игрушки или сладости. Эффективный способ справиться - договориться с ребенком заранее, еще дома твердо сказать ему, что сегодня денег на покупку игрушки нет. Главное здесь - умение родителя держать слово. Интересно, что ребенок с еще большим уважением и доверием относится к родителям, которые держат свое слово.
         8. Некоторых родителей сердит вид своего ребенка, когда он обижен или злится. Иногда такой "неблагополучный" вид малыша наводят мам на мысли о том, что они делают для своих чад недостаточно много. Тем не менее стоит помнить, что ребенок не обязан быть все время счастливым, милым и веселым. Как и всех нас, его могут обуревать все чувства из спектра человеческих эмоций, в том числе злость и грусть, и это вполне естественно. Бывает и наоборот: папа сердитый пришел с работы или мама огорчена телефонным разговором или удручена состоянием здоровья бабушки или чем-то раздражена. В таких случаях было бы оптимальным прямо сообщить своему малышу, если он уже способен понять, что папа устал после работы, и его не надо пока дергать, либо, что мама волнуется за бабушку и т.д. Тогда ребенок будет знать, что недовольный или сердитый вид родителя не связан с поведением его, ребенка, и не будет понапрасну испытывать чувство вины. Вообще стоит помнить, что нагнетание обстановки и использование чувства вины как средства контроля над своими детьми разрушительным образом влияет на отношения и возможность гармоничного развития личности ребенка.
                                                                                              Причины непослушания детей
    Говоря о причинах детского непослушания, нельзя не отметить тот факт, что на капризы детей большое значение имеет реакция общества. Многие родители испытывают смущение, когда их ребенок начинает капризничать на людях. Стыд и смущение обусловлено тем, что все современные родители сами воспитывались в советские времена совершенно в других традициях, избалованностью детей, виной чему являются сами родители. У каждого родителя есть какая-то потребность, которую он хочет удовлетворить. Плохое поведение малыша часто препятствует этому, что вызывает негодование, расстройство и даже агрессию взрослых. Причины того, почему ребенок плохо себя ведет, могут быть самыми различными. Самой распространенной и основной причиной непослушания детей является банальное привлечение к себе внимания. Возможно, он испытывает нехватку общения, внимания от родителей и таким образом выражает свой протест. На интуитивном уровне дети понимают, что отрицательное событие притягивает к себе больше внимания, чем положительное или нейтральное, и активно пользуются этим важным постулатом. Проявляя непослушание, ребенок может пытаться отстаивать свою точку зрения, доказывать свое мнение и прочее, отстаивая свое место под солнцем. Иными словами, ребенок проявляет свою самостоятельность, а родитель по каким-либо причинам его ограничивает в этом. Непослушание из чувства мести. Мстить дети могут абсолютно по разным причинам: может быть, родители что-либо пообещали малышу и не сдержали данного обещания, может быть, родители развелись и многое другое. Разочарование ребенка в своих силах также может стать причиной его плохого поведения. Ему легче отказаться от какого-либо действия, чем принять на себя ответственность и что-то делать. Расстройства и заболевания нервной системы ребенка. В этом случае родителям следует быть наиболее терпеливыми, ведь нервные расстройства, если их не лечить, могут иметь печальные последствия, влияющие на процессы формирования и становления личности ребенка.
                                                                     Невроз: причина непослушания детей или следствие
    Неврозом называют расстройство психики обратимого характера, вызванное различными стрессовыми ситуациями. Переживания могут накапливаться и тяжело переноситься человеком, и в частности малышом. Существует несколько видов расстройств нервной системы. К ним относят невроз навязчивых состояний, невроз страха, астенический, ипохондрический неврозы, депрессивный невроз и другие. Следует сказать, что неврозы являются не только причиной непослушания детей, но и могут быть следствием такого поведения. Постоянные капризы, истерики и огорчения постепенно приводят к расстройствам нервной системы малыша. Странности в поведении ребенка должны быть немедленным сигналом к действию родителей. Дети подвержены нервным расстройствам и неврозам, и причиной плохого поведения ребенка часто может быть именно такая проблема. Все дети индивидуальны, и некоторые из них подвержены тем или иным заболеваниям, которые менее устойчивы как физически, так и психологически. Обычно, если ребенок родился без каких-либо нервно-психических заболеваний, но сталкивается с различными негативными факторами, провоцирующими заболевания нервной системы, невроз развивается к 5-7 годам его жизни. До этого возраста заболевание проявляется в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются родителями и переживаются.
    Странности в поведении ребенка должны быть немедленным сигналом к действию родителей. Дети подвержены нервным расстройствам и неврозам, и причиной плохого поведения ребенка часто может быть именно такая проблема. Все дети индивидуальны, и некоторые из них подвержены тем или иным заболеваниям, которые менее устойчивы как физически, так и психологически. Обычно, если ребенок родился без каких-либо нервно-психических заболеваний, но сталкивается с различными негативными факторами, провоцирующими заболевания нервной системы, невроз развивается к 5-7 годам его жизни. До этого возраста заболевание проявляется в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются родителями и переживаются.
                                                                                                Причины детского невроза:

    Чаще всего, неврозам подвергаются те малыши, у которых очень жесткие авторитарные родители. Причинами неврозов у детей могут быть острые психические воздействия, сопровождающиеся сильным испугом. Негативным фактором являются и различные психотравмирующие ситуации: например, развод родителей, пьянство в семье, конфликты со сверстниками, адаптация в детском саду или начальной школе и прочие. Также причиной психологических неврозов могут быть эмоциональные депривации (т.е. дефицит ласки, любви и внимания ребенку со стороны родителей).
    Еще одним немаловажным фактором возникновения неврозов у детей является взаимодействие ребенка с членами семьи. Все, что происходит в семье, какая в ней царит атмосфера, отражается на малыше, в силу его чувствительности, тесной связи с другими членами. Играет роль не только отношение родителей к ребенку, но и их взаимоотношения между собой. Помимо семьи причинами детских неврозов могут быть какие-то катастрофы, переезд, болезнь родных людей, смерть кого-то из близких. Но и в этом случае большую роль играет то, как родители помогают ребенку справиться с этими травмирующими ситуациями, сколько времени и внимания было уделено малышу, чтобы он сумел преодолеть эти трудности. Скрытые конфликты проявляются в болезнях ребенка. Можно наблюдать, что малыш заболевает чаще всего тогда, когда у родителей возникают напряженные отношения. Скрытые конфликты могут проявляться также в нарушении поведения детей и нарушении их состояний. Фактором развития невроза могут быть и новые условия в семье, например, изменение состава семьи, развод или рождение еще одного ребенка.
                                                                           Признаки и проявления невроза у детей:
    Родителям следует понимать, что неврозы сами собой не проходят. Они имеют свойство трансформироваться, встраиваться в структуру личности, превращаясь в невротический склад характера. Если пустить проблему на самотек, то во взрослом возрасте она может проявиться в таких состояниях, как нерешительность, заниженная самооценка, неспособность выстраивать коммуникацию с другими людьми, с противоположным полом, на работе, неспособность достигать желаемое и другое. Симптоматика неврозов выражается появлением страхов, тревог, нарушением игровой деятельности ребенка. Часто у детей возникают проблемы со сном, развивается энурез, могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта. Одним из проявлений невроза у детей является нарушение речи: заикание, появление нервного кашля.
                                                        Как помочь ребенку справиться с невротическим расстройством:

    К сожалению, случается, что родители приписывают проблемы своих детей внешним обстоятельствам и особенно не волнуются. Они считают, что эти проблемы пройдут сами собой или с возрастом. Однако справиться с болезнью самостоятельно, без помощи специалиста при лечении неврозов различной этиологии, зачастую бывает очень сложно. Лечением заболеваний нервной системы и психики занимаются врач-невролог и психолог. Чуткость и внимательность родителей к ребенку важны, чтобы вовремя заметить, что изменилось в его состоянии или поведении, с целью предотвращения дальнейшего расстройства. Психолог поможет определить, каковы причины психического расстройства, выяснить, что повлияло на изменение состояния. Основной способ работы с детьми – это игра, с помощью которой специалист и попытается найти пути решения возникшей проблемы, исходя из причин ее появления. Также помогает избавиться от нервного расстройства такие виды терапии, как арт-терапия, сказко-терапия, телесное ориентирование, помогающее снять зажатость ребенка. Очень важно, если в процесс лечения будут включены и сами родители, которые будут принимать активное участие в предложенных психологом играх-занятиях. В этом случае может быть скорректированы способы общения и поведения родителей с детьми, родителям удастся лучше понять особенности детской психики.
    Таким образом, неврозы являются не просто причиной непослушания детей, а следствием множества негативных факторов, травмирующих психику ребенка, в результате которых он и перестает слушаться и демонстрировать плохое поведение.
                                                Особенности воспитания «сложного» ребенка, советы родителям:
     Как уже говорилось, если причина непослушания малыша не имеет психического характера, то все остальные факторы – это реакция ребенка на какое-то неудовлетворение своих требований и желаний. А, следовательно, чтобы убрать раздражающий фактор, вызывающий подобное поведение, необходимо создать для ребенка комфортные условия. Например, если он испытывает недостаток родительской любви и внимания, необходимо пересмотреть свой день так, чтобы в плотном родительском «графике» нашлось 1,5-2 часа для занятия с малышом. Если малыш требует самостоятельности и пытается ее проявлять каким-либо образом, необходимо предоставить ему больше свободы, и незаметно от него контролировать этот процесс. То же самое следует сделать, проанализировав остальные причины детского непослушания. Важно помнить и о типе темперамента своего ребенка, так как от него тоже зависит, как воспитывать того или иного малыша. Например, если для воспитания ребенка-холерика родителям очень важно проявлять максимум сдержанности и флегматичности, то с малышом-флегматиком маме или папе придется стать вечным и активным двигателем, чтобы суметь растормошить его. Кстати, педиатры утверждают, что проблема непослушных детей возникает ни в 3-5 лет, когда ребенок начинает баловаться и безобразничать, а гораздо раньше. Еще, будучи новорожденным младенцем, он уже может проявлять какие-либо черты своего характера или темперамента. Поэтому решать проблему непослушания следует как можно раньше. Родителям важно быть очень внимательными и чуткими по отношению к своим детям, чтобы вовремя замечать малейшие изменения в их поведении. Запрещая ребенку что-либо с целью воспитания в нем послушания, родители должны сохранять стойкость характера и силу воли. Довольно часто случается, что характер, темперамент и сила воли у ребенка намного более выражены, чем у родителей. Если родители не в состоянии решить проблему непослушания последовательно и принципиально, то им нужна помощь специалиста психолога. Очень важным моментов воспитания «сложного» ребенка является то, чтобы он видел причинно-следственные связи своим поступкам и осознавал, к каким последствиям они могут привести. Т.е. если ребенок отказывается есть, не нужно пытаться затолкать в него еще ложку «за маму, за папу, за бабушку» и прочих знакомых и членов семьи, а просто убрать тарелку из поля зрения. Или, например, ребенок провинился в чем-то утром, но в качестве наказания, его лишили вечерних мультфильмов или прочтения сказок перед сном. На самом деле, пока дойдет время до вечера, уже никто, ни родители, ни сам малыш, уже не будут помнить, за что его наказали. Заключение самое главное в отношениях с детьми — это любовь. Более того, любовь – это то чувство, которого часто не хватает и самим родителям, причем не только в семье, но и за ее пределами. Но важно правильно трактовать это понятие, не путая его со вседозволенностью. Детей баловать можно и нужно, но делать это в меру, чтобы окончательно не разбаловать ребенка, а потом бороться с его непослушанием, причиной которого стали сами родители.



















    В этом разделе: